Полтавский учительский институт

(Полтавский государственный педагогический университет им.В.Г.Короленко)

   Полтавский учительский институт был открыт в 1914 году. Макаренко был в числе первых 26 студентов этого института, зачисленных после конкурсных экзаменов на первый курс (тогда говорили: в первый класс). В связи с тем, что у Макаренко не было средств для обучения, он обратился с просьбой зачислить его на казенный счет. Просьба была удовлетворена, но с условием, что он либо отработает 6 лет в должности учителя «по назначению учебного начальства», либо «возвратит государственному казначейству сумму за полученное им на казенный счет воспитание». Макаренко дал соответствующую подписку.
   Учился Макаренко в институте с 1914 по 1917 год. Несмотря на то, что он в то время призывался на военную службу и имел значительный перерыв в учебе (с декабря 1916 по март 1917 года), выпускные экзамены сдал на «отлично» и был удостоен золотой медали.
   О ректоре института А.К.Волнине Антон Семенович писал: «У него я заимствовал главное положение моей педагогической веры – как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
   Из воспоминаний А.К.Волнина: «А.С.Макаренко выделялся среди студентов глубокими знаниями и основательными ответами на экзаменах. Обстановка в институте располагала к художественному творчеству, студенты выпускали сатирический журнал «Институтская щель», редактором которого был Антон Макаренко».

Выпускники Полтавского учительского института 1917 г. Фото предоставлено А.В.Ткаченко.

   Из воспоминаний сокурсников:
   «В 1914 году в городе Полтаве открылся учительский институт. На 25 мест приехали держать экзамены около сотни абитуриентов. Шла борьба за право попасть в число 25, получить на экзаменах наиболее высокие баллы. Письменные работы по русскому языку и математике были сложные. Особенно была сложна задача по арифметике. Многие сделали только первые шаги в решении задачи. Вдруг один из поступающих встает, несет чистовик решения задачи и сдает его комиссии. Мы были поражены, как можно так быстро решить сложную задачу. После сдачи работ присматриваюсь к человеку, значительно старше нас, видим его ласковую улыбку, поблескивающее пенсне. Узнаем, что фамилия этого поступающего – Макаренко А.С. Знакомимся. Узнаем, что он приехал из Крюкова, уже учительствовал, желает учиться дальше.
   Скоро среди воспитанников А.С.Макаренко выдвинулся как блестящий оратор, глубоко понимающий материал, интересующийся всем. Преподаватель истории практиковал рефераты, созывал воспитанников вечером на конференции для заслушивания докладов, обсуждая их. Один из докладов сделал А.С. Макаренко. Мне с другим воспитанником пришлось быть оппонентами. Прочитав доклад А.С. Макаренко, мы почувствовали затруднение: мы не находили никаких недостатков. Доклад был обстоятельным, приведены точки зрения различных ученых на вопросы, дана критика и собственные выводы <…> Оказалось, что и руководитель остановился только на достоинствах доклада и заметил в конце:    - Подобные доклады редко кто делал на историческом отделении университета, даже из студентов, оканчивающих университет.
   После этого авторитет А.С.Макаренко вырос в наших глазах еще больше. Стали обращаться к нему за помощью при решении тех или иных вопросов. Макаренко всегда помогал товарищам в работе.
   Первый выпуск института обучался в период первой империалистической войны (1914-1917 гг.). <…> В такой атмосфере созрела идея организации подпольного институтского журнала. Инициатором и редактором этого журнала был А.С. Макаренко. Журнал носил сатирический характер. Название его, придуманное Макаренко, оригинально – «Институтская щель». Как в щель, участники журнала подсматривали недостатки институтской жизни и выражали свои мысли в заметках, прозе и стихах. В первом номере журнала была помещена большая прозаическая вещь Макаренко. Открывался журнал стихотворной сатирой, которую, по просьбе Макаренко, пришлось написать мне. Журнал был хорошо оформлен и переписан красивым почерком Макаренко.
   В последний раз мне пришлось встречаться с А.С.Макаренко, уже университетским педагогом, в курортном городе Бердянск на берегу Азовского моря в начале 30-х годов. В жизни тихого курортного городка необычайное событие. На курорт для отдыха прибыла колония им. Дзержинского во главе с ее руководителем Макаренко. Жители города и все курортники вышли встречать колонистов. Все они шли стройными рядами в белых костюмах с вензелями на рукавах. Впереди гремел серебряный оркестр. Во главе колонии стройным шагом, с военной выправкой, шел Макаренко.
Вечером в местном саду оркестр колонии давал концерт. Здесь я и встретил Макаренко. Вспоминали институтскую группу, товарищей по институту. Перешли к близким нам литературным темам. Говорили, кто над чем работает. И тут впервые я узнал, что Макаренко написал большую книгу о жизни колонии.
   Он заметил: «Но, к сожалению, скоро ее опубликовать не придется. Слишком она злободневна, говорит о живых людях, о недавних событиях… Кое-кому неприятно будет ее читать, особенно бюрократам из Наркомпроса. Думаю свою книгу послать А.М. Горькому для просмотра и совета, что с ней делать…»
Вскоре эта книга появилась напечатанной. Это была талантливая «Педагогическая поэма» А.С.Макаренко.
   (А.Вермицкий. В Полтавском учительском институте. (отрывки из очерка)./Сб. А.С.Макаренко. Статьи. Воспоминания. Неопубликованные произведения.–Л.: Издание Львовского университета, 1949.–С. 135-131)


Полтавский учительский институт Полтавский учительский институт Полтавский учительский институт
Памятная доска на здании Полтавского государственного педагогического университета им.В.Г.Короленко Полтавский государственный педагогический университет им.В.Г.Короленко Полтавский государственный педагогический университет им.В.Г.Короленко
Полтавский учительский институт Памятная доска на здании Полтавского государственного педагогического университета им.В.Г.Короленко
Аттестат и характеристика воспитанника Полтавского учительского института А.Макаренко